3

ОГЛАВЛЕНИЕ СТРАНИЦЫ:

 

Владимир Григорьевич  Корнилов 
(Краткий биографический очерк)

"Невостребованное наследство длиною в целую жизнь"

(Очерк о философском наследии писателя В.Г.Корнилова)

Произведения и публикации В.Г.Корнилова и  статьи о нём

(Библиография писателя)

Признание заслуг В.Г.Корнилова. Сохранение памяти о нём

Общедоступные произведения писателя В.Г.Корнилова

(Наши Интернет-публикации - читать и/или скачать)




 

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ КОРНИЛОВ

(22.031923 - 19.07.2002)

 

«Стараюсь умы людские

 к жизни человеческой побуждать»

(Роман «Идеалист»)

 

Владимира Григорьевича Корнилова по праву называли «Золотым пером» России за трепетную тщательность в обращении с литературным словом. Но, не только творчество сделало его, уже при жизни, замечательным человеком…

Появившись на свет в 1923 году, в Ленинграде, он рано и пытливо стал познавать мир. Служба отца - ученого и ведущего специалиста в области лесного хозяйства - к восемнадцати годам заставила Володю объездить практически всю страну, видя не только парадные ее стороны, но далекие от столичного блеска уголки нашей необъятной державы. Его всегда и везде интересовали три аспекта бытия: гармоничный мир природы, внутренний мир человека и отсутствие гармонии между первыми вторыми…

Совершеннолетие его совпало с 1941 годом – на Родину напал враг. Пройдя препятствия медкомиссии (проблемы со зрением - ему был положен вполне законный "белый билет"), он учится и добровольно уходит в действующие войска в качестве военфельдшера. Честно исполняет свой солдатский долг – чему свидетельство – заслуженные боевые награды. Желая сделать больше обязательного, в свободное от основной работы время, он берет снайперскую винтовку и выходит на непростую охоту за врагами его Отчизны… Но, в начале 1944 года, в боях под Витебском, получает тяжелейшее ранение и, спасая ему жизнь, врачи проводят «высокую» ампутацию обеих ног. Володе Корнилову только исполнилось 20 лет…

Так начался тернистый путь преодоления своего увечья. Появился бесценный опыт, а с ним и желание поделиться, помочь искалеченным войной, найти свое место в жизни, не стать обузой, иждивенцем, но полноценным членом общества. Тогда Владимир Григорьевич выбирает путь «инженера человеческих душ» – с успехом оканчивая Литературный институт имени М. Горького в Москве. Воспитанный по-настоящему, в лучших идеалах коммунистического сознания, он не выбирал то, что будет полезным для него. Считал, - в первую очередь, должен делать то, что надо. Поэтому более 30 лет своей жизни отдал творчеству других, возглавляя сначала Куйбышевскую, а потом, создавая и руководя Костромской писательской организацией, неоднократно избирался ответственным секретарем Союза писателей СССР. Быть нужным для других - стало для него самой главной работой!

Все, оставшееся от общественных забот, время безраздельно принадлежало его собственному творчеству. Очерки, рассказы, пьесы, кропотливая работа над романом и, наконец, заслуженное признание – в 1985 году он был удостоен Государственной премии в области литературы, за первую и вторую книги - «Семигорье» и «Годины», из его семейно-философской трилогии, ставшей литературным отражением и трудом всей его жизни. Его новые земляки - костромичи также не обошли вниманием жизнь и творчество "совести города", как его вполне заслуженно называли многие из них. За выдающиеся заслуги и вклад в культурную и общественную жизнь Костромы, ещё при жизни, ему, урожденному ленинградцу, присвоили высокое звание Почетный гражданин этого города…

Третья книга - «Идеалист», создавалась долго и мучительно – человеку твердых жизненных убеждений, трудно было осознать и принять процессы, потрясавшие его любимую страну. «Перестройка», «распад СССР», «приватизация», «рыночная экономика» – героям его трилогии, воспитанным на энтузиазме тридцатых, опаленным в огне сороковых и выстоявшим душой в трясине «эпохи застоя», как и самому автору, было мучительно тяжело все это понять. Ему, человеку, победившему увечность своего тела, казалось намного проще на протезах управлять автомобилем и снегоходом. Жить как обычный, рядовой человек. Опираясь лишь на трость, забываться в любимой охоте или рыбалке, выполнять всю «мужскую» работу на небольшом участке в загородном доме, чем понять целесообразность тех великих унижений, потрясших его Россию. Только природное жизнелюбие и святая вера в истинность высокого предназначения каждого - постигнуть нелегкую науку: «быть Человеком» – позволили Владимиру Григорьевичу закончить «роман всей своей жизни» оптимистическими аккордами победы устремлений ищущего разума над затуманивающими страстями обыденности…

Его ум был полон замыслов, его рука уже писала главы четвертой книги, но… долгожданный, юбилейный сборник рассказов «Мои невесты» автор не увидел – 19 июля 2002 года Владимира Григорьевича не стало среди нас, живых. Осталось его творчество – славен удел талантливого писателя - говорить даже после физической смерти! И осталась память о его пути, который был яркой жизнью настоящего Человека и Гражданина. Недаром последний рассказ сборника – «Завещание» заканчивается словами: «Я сделал все, что мог. Пускай сделают то же другие»...

 

 

 


                                                              



Невостребованное наследство

длиною в целую жизнь

Философскому наследию российского писателя

Владимира Григорьевича Корнилова посвящается…

«Невежество - самое дорого обходящееся

 для человека удовольствие»

Восточная мудрость.

 

 

Так уж повелось, что, вспоминая людей такого масштаба, хочется говорить о том особенном и примечательном, чем выделялся этот человек, был виден и заметен окружающим. Жива память о подвиге его жизни, жизни человека, жестоко опалённого войной, но сумевшего уйти от искушения иждивенческой ниши героя-инвалида. Избравшего путь не обузы, но активно полезного члена общества. Да, без сомнения, Владимир Григорьевич, как общественный деятель, "совесть города" - запомнился многим костромичам. Само звание "Почетный гражданин", присвоенное ему, урождённому петербуржцу, а не костромичу, ещё при жизни, уже говорит о многом!

Но на волне личных воспоминаний и впечатлений, в тени ярких эмоций оказалась весьма значимая, если не самая главная, часть его жизни - творчество. Речь не о литературно-художественных достоинствах его произведений. Став, ещё при жизни, признанным мастером пера, Владимир Григорьевич, поощрялся многими государственными и общественными наградами за свой литературный талант. Признание - оно, конечно, важно для любого, не говоря уже о творческой натуре. Но писатель Корнилов был не только литератором, использовавшим свой талант для упрочения красоты "великого и могучего" русского языка. Он был ещё и социальным философом, целью всей жизни которого стал девиз: "Утверждать человеческое в человеке". Именно эта сверхзадача – то самое, в чём он видел конечный результат своего многотрудного пути, опыта и раздумий!

С одного из первых своих произведений - "Лесной хозяин" (1954 год) - он обозначил не столько противостояние добра и зла в окружающем мире, как свободный, осознанный выбор человека, перед этой, обязательной для судьбы каждой личности, дилеммой. Сам Владимир Григорьевич никогда не занимал в обществе положения "вне схватки". Социально ответственный человек, он всегда чётко определял свою позицию и остро, нелицеприятно, без страха высказывал собственное мнение по любым проблемным вопросам современной ему жизни. Он мог ошибаться и находить в себе силы признавать это, но снова и снова делал нелёгкие шаги, целенаправленного взращивания в себе то лучшее, что позволило бы ему считать себя Человеком с большой буквы.

Все испытания автора на этом пути высвечены и в героях его произведений. Необходимость осознания нравственных ориентиров, приходящая в жизнь каждого, неравнодушного к своей судьбе, человека - вот что двигает Алексеем Поляниным, на страницах самой важной работы всей его жизни: трилогии "Семигорье" - "Годины" - "Идеалист". Не будучи строгим прототипом самого автора, этот образ, всё-таки впитал в себя все впечатления, душевный и жизненный опыт своего создателя.

"Мне нужен бог. Да, бог! Не тот, что придуман и сидит на небесах. А тот, который был бы во мне, который не давал бы мне покоя. Мне нужен бог-человек. Мудрее, лучше. Сильнее меня. Пусть он жестко карал бы меня за слабость. Но вел. К добру, справедливости. Туда, где мне и всем было бы счастливо. Мне нужен бог…"[1], - так, вместе с автором, определяет свой поиск юный Алешка ещё в запутанные тридцатые годы. Но как сотворить в себе Бога, когда рядом - круговерть извечной битвы добра и зла? Как равняться на поступки окружающих, когда их души так же находятся в вечном движении и поиске, совершая труд собственного выбора?

Единственным непреходящим ориентиром остаётся сама Природа. Да-да, именно Природа с большой буквы "П". Этот персонаж постоянно присутствует в любом из произведений Корнилова. Она - самостоятельный герой, взаимодействующий с другими действующими лицами, высвечивает их сильные и слабые стороны, как камертон чутко резонирует на соответствие высокому званию "Человек". Любой мыслящий человек не может не восхититься законченной гармонией этой, окружающей его стройной и законченной Системы. Казалось бы, даже мало образованный, на первый взгляд, но зоркий душой лесничий Шишкарь, из одноименного цикла рассказов, говорит: "Я так думаю: сколь человек не выглядывает у природы, а мудрости, что в ней не превозмогает. В природе всё установлено. Будто кто следит, чтоб того-другого, всякого в равности было. Чтоб в силе никакая тварь лишку себе не прихватила"[2]. Природа и есть тот, искомый Поляниным с юности Бог, что может карать и миловать, то Высшее Совершенство, которое никогда не оставит того, кто ищет соответствия своих внутренних движений души её естественной гармонии.

Что же мешает всем нам, живущим в столь совершенной среде обитания, пробудить в себе своего Истинного Бога?! И писатель- философ отвечает: "Невежество". Не давая формулировки этого слова-понятия, он предлагает самому читателю осознать истинный, сакральный смысл его из событий всего повествования. Невежественный человек - это не только мало знающий, некультурный и малообразованный. Это еще и человек, не желающий осмысленного познания и самодостаточно воинственный в своём неведении.

Но, кроме этого, вежа - грань, граница, внутри которой человек обладает свободой выбора, свободой поступка. Пересекая эту свою, строго индивидуальную для каждого, вежу, человек нарушает хрупкий баланс гармонии с миром вокруг. Он становится опасен этой гармонии, и Природа-Бог старается всячески водворить такого человека в допустимые рамки сегодняшнего, достигнутого им самим уровня развития. Будь-то убитый в заповеднике лось, навязываемая "сверху", но чуждая северному специфическому климату сельскохозяйственная культура или проект поворота северных рек….

Ибо невежество одного может обернуться бедой для многих, что особенно видно на социальном плане. "На вопрос [анкеты]: Достоинство в человеке? - Отец отвечает жизнелюбие. Самый большой недостаток? - Невежество. … Да, ничто так не огорчало отца, как невежество, особенно невежество должностных людей. Не раз он говорил: "Невежество в должности, обретая право давать указания всем, кто служебно ему подвластен, одним этим губит множество умных дел. Особенно тревожило его глобальное политическое невежество, вскоре обернувшееся кровавыми трагедиями второй мировой войны"[3].

Потому так важно для человека, на пути пробуждения в себе той сокровенной божественной частички познать самого себя, а значит и вежи свои. "Чрез тернии к звёздам!", - таков нелегкий путь Самосотворения. Но выбор - всегда за самим человеком. Он ему дан от Природы по сути его исключительной роли в этом мире:

"Алексей Иванович вспомнил, когда-то он выписал важную мысль, которая в свое время открыла ему пространную нишу для собственных раздумий. Достал нужную тетрадь. Раскрыл. Вот она, мысль из эпохи как будто далекого Ренессанса, но как приложима она к нынешнему, хаотичному состоянию человека!

Джомани Пико Дела Мирандола из "Речи о достоинстве человека", где он, как бы воспроизводит слова Бога, обращенные к только что получившему жизнь Адаму:

"Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные".

Вот мысль, действительно от Бога, - думал Алексей Иванович, - "…Ты можешь возвыситься до человека божественного. И не по воле, проявленной свыше, человеком божественным ты можешь стать по велению своей души!.."[4]

Вот он, мотив, достойный не одной жизни! Вот она, цель, способная помочь обществу пройти ещё один непростой виток спирали эволюции, завершив самую кровавую из всех мировых революций - революцию Духа! Преодолев в себе путь животного существования, путь удовлетворения требований несравненно малой части огромного существа по имени "человек" - его материального тела, сделать свой выбор в сторону реализации предоставленной каждой мыслящей личности возможности стать богочеловеком - стать достойным среди многих достойных!

И это - не идеализм Владимира Корнилова, это - всего лишь одна из его готовых и выстраданных идей. ИДЕЯ, ожидающая своих последователей. В то же время, это и программа действий то, что может стать как маяком, так и стержнем, для благополучной эволюции всего человечества.

Как философ, как целостная личность, он свято верил в эту свою идею. Пройдя отпущенный ему путь, он был уверен, что любой, по-настоящему ищущий Истину человек, сможет использовать себе на благо и его опыт. Ассоциируя своё, искорёженное войной, но все-таки желающее радостей жизни тело, с образом Кентавра, он проводит его через непростые испытания. Но всё-таки заканчивает последний роман трилогии впечатлений своей жизни аккордом оптимистической веры в утверждаемого им Человека в человеке!

"Кентавр уходил с трудом, слабеющие его ноги заплетались, раза два он даже запнулся. Казалось, конское его тело противится движению, делает все возможное, чтобы остаться здесь, в плотных сумерках ольховой поросли. В то же время верхняя, человеческая половина его явно торопилась к освещенному возвышению дороги, даже помогая себе энергичными взмахами рук. Впечатление было такое, что с каждым шагом Кентавр растягивается, конское тело его все больше отстает от человеческой своей половины. И когда Кентавр достиг видимого конца дороги, Алексей Иванович даже вскрикнул от изумления: из сумеречной тени в солнечный просвет вышел уже не Кентавр, а Человек. Широко вскинув руки, как будто приветствуя небо. Человек легко, пружинисто, свободно уходил в Жизнь!"[5].

 

Писатель-человековед, глубокий натурфилософ Владимир Григорьевич Корнилов оставил нам значительное литературное наследство. Оно - было, есть и будет востребовано. Но насколько понято и востребовано его философия духовно-нравственного развития человека, а значит и всего общества? Но станут ли от этого действа идеи и мысли Корнилова ближе тем, кому они были адресованы? Сможет ли увидеть то же молодое поколение, о котором больше всего печалился Владимир Григорьевич, за очередными трогательными зарисовками из подчёркнуто скромного быта писателя, не навязываемого учебной программой "классика", обязательного к изучению, а мудрого собеседника и советчика на пути самосотворения? Захотят ли они воспользоваться бесценным опытом необычно мыслящего Человека, с непростой судьбой?!

Да, наследство писателя Корнилова - велико. И какой бы пеной его не покрыть, оно есть, оно открыто и доступно, особенно для костромичей. Но получить его сможет лишь тот, кто захочет прикоснуться к нему своим умом и сердцем. Хватит всем. Ведь это громадное наследство - длиною в целую жизнь!

 

И.В. Корнилов

 




[1] Владимир Корнилов. Избранное. Том 1, М., "Современник", 1990, с.91.

[2] Там же, с.553.

[3] Владимир Корнилов. Завещание. Мои невесты. Сборник рассказов, Кострома, 2003, с.281.

[4] Там же, с.с.284-285.

[5] Владимир Корнилов. Идеалист. Роман. Кострома, 1997, с.351.